Особенности развития и размещения транспортного
комплекса РоссииТранспортный комплекс РФ / Особенности развития и размещения транспортного
комплекса России
Большая протяженность территории России с запада на восток, неравномерность размещения основных источников сырья и топлива, территориальный разрыв между районами добычи сырья и районами его переработки определили особенности развития и размещения транспортной системы страны.
Уровень развития транспортной системы Российской Федерации имеет огромные различия по регионам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности отличается в десять и более раз. Наиболее развитой транспортной системой выделяются Центральный, Северо-Западный (кроме европейского Севера), Южный, Приволжский федеральные округа, наименее развитой – Дальневосточный и Сибирский. Отличаются районы и по структуре грузооборота. Так, в межрайонном масштабе разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западной Сибири (Сибирский Федеральный округ) преобладает железнодорожный транспорт и велик удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном Федеральном округе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге. Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т. е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья, топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно – пассивный, т. е. ввоз превышает вывоз.
В транспортной системе России можно выделить три магистральных направления:
1. Широтное магистральное сибирское направление «восток - запад» (Главный транспортный коридор), включающее железнодорожные пути, трубопроводы, водные артерии с использованием Волги и Камы, а также Северный морской путь.
2. Меридиональное волго-кавказское магистральное направление «север - юг» по реке Волге (транспортная ось), железнодорожным и трубопроводным путями, связывающее Поволжье и Кавказ с Центром, севером европейской части страны и с Уралом.
3. Меридиональное магистральное центрально-европейское направление «север - юг» (транспортная ось) с выходом на Украину, Молдавию, республики Закавказья, образованное в основном железнодорожными путями.
По этим основным магистральным направлениям перемещается основная часть грузов и пассажиров страны, по этим направлениям особенно тесно взаимодействуют железнодорожный, внутренний водный и автомобильный виды транспорта. Магистральные авиатрассы также, в основном, совпадают с сухопутными. В европейской части России сложилась радиально-кольцевая структура дорожной сети с центром в Москве. В азиатской части широтные магистрали на юге и Северный морской путь на севере соединены меридиональными трассами внутренних речных бассейнов Оби, Лены, Енисея.
Пересечение главного коридора с транспортными осями приводит к формированию крупных транспортных пунктов и узлов.
Под транспортными пунктами понимаются железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты. Они выполняют следующие функции: экономические, транспортные, технические, политические, культурные и функции международных связей. Транспортный узел – это пункт, в котором сходятся не менее 2-3 линий одного вида транспорта. Когда в одном населенном пункте сходятся пути сообщения различных видов транспорта, он называется комплексным. Здесь ярко прослеживается взаимосвязь различных видов транспорта. В комплексных транспортных узлах осуществляется перевалка грузов и пересадка пассажиров. Транспортные узлы бывают государственного, межрайонного, районного и местного значения. Кроме того, транспортные узлы классифицируются по назначению, сочетанию видов транспорта, по выполняемым функциям, по транспортному балансу, по величине грузооборота. Комплексные транспортные узлы могут иметь также сочетания: железнодорожно-водные, железнодорожно-автомобильные, водно - автомобильные.
Помимо основных магистральных направлений имеется густая транспортная сеть внутрирайонного и местного значения. Сочетаясь между собой, они образуют Единую транспортную систему России. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов (табл. 2).
В целом по России на 1000 км² приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования – 5,0 км, внутренних судоходных путей – 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием – более 31 км, магистральных трубопроводов – 12,5 км. [8, с. 251]
Таблица 2.
Рост протяженности путей сообщения отдельных видов транспорта
в Российской Федерации (тыс. км) [6, с. 238]
Вид транспорта |
1980 |
1985 |
1990 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
Железнодорожные пути, всего |
149,0 |
157,0 |
160,0 |
151,0 |
139,0 |
- |
- |
В том числе общего пользования |
83,0 |
85,0 |
87,0 |
87,0 |
86,0 |
86,0 |
86,0 |
Внутренние водные судоходные пути |
120,0 |
106,0 |
103,0 |
84,0 |
85,0 |
102,0 |
102,0 |
Автодороги с твердым покрытием общего пользования |
322,0 |
364,0 |
400,0 |
479,0 |
532,0 |
537,0 |
541,0 |
Магистральные трубопроводы |
54,0 |
65,0 |
210,0 |
210,0 |
213,0 |
213,0 |
216,0 |
По мере развития производительных сил страны в целом и отдельных ее районов транспортная система нуждается в постоянном совершенствовании как размещения, так и ее качественного уровня: обновления материально-технической базы, улучшения организационно-управленческой системы, использования новейших достижений научно-технического прогресса. Важную роль в решении этих проблем призвано сыграть изучение территориальной организации транспортных систем, особенностей и закономерностей становления и развития территориальных транспортных структур и формируемой ими системы транспортно-географических отношений в их взаимодействии с другими территориальными социально-экономическими системами.
Смотрите также
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать некоторые
выводы и прогнозы о состоянии морового лесного рынка и ценах на этом рынке.
Во-первых, в современных условиях наблюд ...
Рельеф и геологическое строение
Территория
Якутии принадлежит преимущественно к двум крупнейшим тектоническим структурам —
Сибирской платформе и Верхояно-Чукотской области мезозойской складчатости.
Строение рельефа, характер и ...
Природопользование
Под природопользованием понимают деятельность человеческого
общества, направленную на удовлетворение своих потребностей путем использования
природных ресурсов. Выделяют рациональное и нераци ...