Исполнительная власть
Правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром
назначается лидер партии, получивший большинство мест в Палате общин. Если же лидер партии большинства не занимает достаточно прочного положения, слово правящего монарха имеет решающее значение.
Так в 1931г. лейбористский кабинет принял решение об отставке. Предполагалось, что король поручит Болдуину (лидеру консерваторов) сформировать консервативное правительство, однако Георг V предложил Р. Макдональду остаться у власти во главе нового коалиционного правительства. По совету премьер-министра монарх назначает остальных членов правительства.
В Великобритании различают понятие "правительство" и "кабинет".
Кабинет
действует внутри правительства, в его состав входит премьер-министр, основные министры и лица, занимающие т.н. традиционные должности - лорд-председатель совета, лорд-хранитель печати, главный казначей и др.
Состав правительства
гораздо шире (если число членов Кабинета 18-25 чел., то в правительстве около 100 чел.). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседании, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть.
В ХХ веке Великобритания идет по пути усиления исполнительной власти. Так, например, с началом I мировой войны был приостановлен Хабеас Корпус Акт, а принятый в 1914 г. "Акт о защите государства", передал на законном основании на время войны всю полноту власти в руки правительства. Со временем ряд прав были отменены, но практика издания актов, предоставляющих правительству чрезвычайные полномочия, была продолжена и в дальнейшем. В 1920 г. и в 1939 г. правительству принятыми законопроектами о чрезвычайных полномочиях были предоставлены права на принятие любых мер, которые оно сочтет необходимым для поддержания общественной безопасности и нормальной жизни общества. Получает распространение т.н. "делегированное законодательство
", - акты, издаваемые правительством формально по поручению парламента. "Делегирующий акт" наделял исполнительную власть правом издавать нормы в "развитие закона". Это, зачастую, сопровождалось разрешением, в случае необходимости, изменять сам "делегирующий" статус. Формы "делегированного законодательства"
были самыми разнообразными: распоряжения, приказы, указания, инструкции министров и т.д.
Правительство ответственно перед нижней палатой парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.
Однако надо учесть, что при помощи нормативной системы правительство само контролирует Палату общин.
Смотрите также
Заключение
Рим – «Столица
мира». Это определение правдиво подчеркивает характерные особенности этого
города, благодаря которым он, в некотором роде, считается всемирным городом, а
не только столицей Италии. О ...
Характеристика экскурсионно-туристических центров Рима
Рим - столица итальянской республики и
административный центр области Лацио, один из древнейших и богатейших
историческими и культурными памятниками городов мира. Население - около 3 млн.
ж ...
Особая роль физики в развитии общества
В настоящее время динамично развивается
научно-технический прогресс. Произошли глубокие, качественные изменения во
многих областях науки и техники. Появление НТП связанно с великими откр ...