Основа исламской цивилизацииРефераты, курсовые и дипломные по географии / Исламская цивилизация / Основа исламской цивилизации
До принятия ислама арабы поклонялись различным божествам, в том числе луне и солнцу; был распространен культ предков. Особо почитался храм Каабы в Мекке, окру жженый изваяниями племенных богов.
Языческие верования подвергались мощным иноземным влияниям – прежде всего это касалось Северной и Южной Аравии, где с арабским населением мирно уживались христианские и европейские общины. Идея единобожия ко времени появления ислама витала в воздухе: появилось много пророков – проповедников, которые пытались найти нового, истинного Бога. К их числа и Мухаммед(570- 632), заложивший религиозные основы будущей исламской цивилизации.
Мухаммед относился с уважением и к иудаизму, и к христианству, обладающими, как он считал, богодуховенными книгами. В Коране – священной книге ислама, содержащей откровения, которые были ниспосланы Мухаммеду, заметно влияние обеих религий. Это выразилось прежде всего в идее единобожия. Однако пророк считал, что иудаизм и христианство лишь предшествовали новой религии, в которой Бог дал полное откровение, отменив многое из того, что записано в Талмуде, Ветхом и Новом Завете.
Согласно Корану, спасение ждёт тех, кто верит в Аллаха и его посланника Мухаммеда, через которого было дано Божественное Писание. Истинно верующий вверяет свою жизнь Аллаху, он должен быть добродетелен, в установленное время совершать молитвы, поститься и хотя бы раз в жизни предпринять паломничество в святые места – в Мекку. Каждому мусульманину вменяется в обязанность подавать милостыню, ибо блага земного мира нечисты, и ими можно пользоваться только с помощью очищения – частичного возврата их Богу через подаяние. «Вам не достичь благочестия, покуда не будете делать жертвований из того, что любите».
Кроме того, верующие должны полностью вверять себя воле Аллаха: «С нами обретётся только то, что предначертал для нас Бог». Эта мысль в различных вариациях не один раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм. Правда, позднее некоторые мусульманские богословы стали оспаривать этот догмат, отыскивая в Коране намёки на идею свободы воли человека. Однако в массовом сознании фатализм укрепился достаточно прочно, и это имело вполне определённые последствия: этика ислама в отличие, скажем от конфуцианской, католической или тем более протестантской не ориентировала на активное пересоздание мира, принижала роль деятельного начала в человеке.
Кого захочет Бог поставить на прямой путь, сердце того он откроет для покорности; а кого захочет клонить в заблуждение, у того сердце делает сжатым…
Каждый поступает по своему произволу.
Кто хочет, уверует; кто хочет, будет неверным.
Изречения из Корана.
В Коране разница между миром и земным и небесным, в сущности не так уж велика, потому что потусторонний мир предстает подчёркнуто плотским, материальным. Особенно это касается изображения мусульманского рая, в котором праведников ждут чувственные наслаждения.
Вскоре после смерти Мухаммеда к основным положениям новой религии было добавлено ещё одно, сыгравшее огромную роль во всей последующей истории исламской цивилизации. Это вера в то, что священная война (джихад), распространение ислама с оружием в руках, является религиозным долгом. В Коране действительно говорится об «истреблении неверных», но в основном Мухаммед советовал привлекать людей к исламу «мудрыми добрыми наставлениями». Тем не менее верх одержала концепция, согласно которой мусульмане должны нести войну с неверными до тех пор, пока те не покорятся исламу. Мусульмане, погибшие в такой войне, автоматически признаются достойными рая. Благодаря тем, кто сражается за религию, мусульманская община (умма) в целом может считать свой долг выполненным.
Помимо духовных наград эта идея была весьма привлекательна и с точки зрения материальной: четыре пятых добычи распределялось между непосредственными участниками сражения, а остаток считался долей Бога и раздавался бедным.
Смотрите также
Проблемы дальневосточного федерального округа
Несмотря на уникальные потенциальные возможности развития экономики,
обусловленные наличием богатейших природных ресурсов, преимуществами
географического положения и важной ролью в народно хозя ...
Географическая структура торговли
...
Эколого-социально-экономическая характеристика Цивильского района Чувашской Республики
В настоящее время
исключительно быстрыми темпами растет антропогенная нагрузка на землю,
связанная с ростом народонаселения, с повышением уровня потребления и
производства. В виду различных ...