Слабость и сила ХалифатаРефераты, курсовые и дипломные по географии / Исламская цивилизация / Слабость и сила Халифата
Внутренняя структура халифата стала оформляться во времена правления династии Омейядов (661 – 750), но некоторые её основы были заложены раньше. Это касалось в первую очередь слияния воедино религиозной и светской власти.
Сам Мухаммед выступал как политический деятель и религиозный вождь, и эта традиция продолжала существовать в дальнейшем, придавая исламскому государству своеобразие. По крайней мере формально, халиф – заместитель посланника Аллаха Мухаммеда – обладал всей полнотой власти, и духовной (имамат), и светской (эмират). Естественно, это чрезвычайно усиливало авторитет халифа, подчеркивало священность его особы; восставать против халифа означало восставать против Аллаха. Ислам был сутью государства, силой, скрепляющей, цементирующей цивилизацию.
Представители династии Омейядов предприняли ряд мер по укреплению гигантской империи с централизованной властью, Распространение новой религии было важнейшим объединяющим фактором. Немалое значение имело и то, что арабский язык стал государственным в пределах халифата: на нем составляли деловые документы, писали научные трактаты и художественные произведения. Для управления страной был создан большой и разветвленный бюрократический аппарат; связь с далекими окраинами осуществлялась за счет хорошо налаженной почты. Центральная власть опиралась на полицию и армию, которая и теперь получала жалованье от казны и земельный надел.
Но главным залогом силы государственной власти было право верховной собственности на землю. Как и во всех других восточных цивилизациях, государство стремилось ограничить частную собственность на землю. Частное землевладение, конечно, существовало в халифате, но обычно не достигало крупных размеров. Большую массу государственной земли занимали общины, которые выплачивали казне ренту-налог. Часть казенных земель власть раздавала за службу. Такие владения передавались по наследству, если сын наследовал должность отца, но продавать их не разрешалось. Этот зареет касался также владений, при надлежащих правящей династии и религиозным учреждениям.
Богатые много населенные города, где процветали торговля и ремесло. Находились под строгим контролем государства, который осуществлялся с помощью специального аппарата чиновников.
Положение личности тоже было вполне традиционным для восточной деспотии. Человек мог неожиданно вознестись на самый верх социальной лестницы и так же внезапно оказаться в нищете или погибнуть по прихоти власть имущих. Центральная власть не справлялась с сепаратизмом: в наместничествах, на которые была разделена империя, истинными хозяевами были эмиры, В их распоряжении находились финансы, армия, бюрократический аппарат. Правда, внутренние структуры вновь образующихся государств были одинаковы и почти в точности повторяли структуру халифата времен его расцвета.
В этом смысле цивилизационная модель, в которой огромную роль играли этические нормы ислама, была очень устойчивой, несмотря на все катаклизмы государственной истории мусульманского мира.
Смотрите также
Характеристика цен на мировом лесном рынке
Для мирового лесного рынка характерна множественность цен —
на нем оцениваются и реализуются различные, часто не взаимозаменяемые сорта,
виды, типы одного и того же товара. Эта множестве ...
Северный Кавказ
...
Экономико-географический анализ Латинской Америки
<span
style="font-size:16.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt"></span><span
style="font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size: 10.0pt"> </span><span
style= ...