АнкорСтраница 2
Рядом с местом, где стоял когда-то королевский дворец возвышается по истине удивительное сооружение — храм Байон,у него 50 башен. К центральной можно подняться и окинуть взглядом весь комплекс.
Кхмеры строили свои храмы примерно так: они просто нагромождали каменные глыбы, привезенные из карьера, друг на друга, а потом отсекали все лишнее. Все анкорские здания складывались из блоков, между которыми не было цементирующего раствора.
Ходить по Анкору не безопасно. Конструкции не вполне надежны. Мягкий камень разрушается грибком, фундамент проседает, и блоки смещаются. Того и гляди, что-нибудь свалится на голову. Когда ходишь, больше смотришь не под ноги, а наверх. Чтобы посетителя случайно не прибило камнем, сверху натянута железная сетка, правда, не везде.
В Байоне трудно отделаться от ощущения, что за тобой все время кто-то пристально наблюдает. Этот кто-то — буддийское божество Авалокитешвара, олицетворение милосердия и сострадания. Его ликов здесь ровно 200, по 4 на каждой башне. Моделью для скульпторов служил сам Джаяварман VII.
О существовании заброшенного города знали и сами кхмеры и европейцы. Португальские путешественники побывали в нем еще в XVI веке. Однако по-настоящему открыл древний город для Запада фрацуз Анри Муо.
22 января 1861 года французский натуралист Анри Муо, заплутав в джунглях севернее озера Тонлесап, наткнулся на живописные развалины Анкора, которые долго искал. В своих поисках он руководствовался записками европейских путешественников, которые бывали в Анкоре задолго до него. Но именно работа Муо, опубликованная уже после его смерти, сделала Камбоджу весьма популярной у европейцев. В Анкор устремились сотни, если не тысячи туристов.
То, что предстало глазам Муо, ничего общего не имеет с тем, что видим мы. Все здесь было покрыто буйной растительностью. Бороться с ней приходится постоянно. Если Анкор не расчищать года три, всю эту красоту снова поглотят джунгли.
Та Пром не реставрируют, просто поддерживают его в таком состоянии, в котором он прибывает и по сей день, специально для того, чтобы у туристов было представление о том, как выглядел Анкор до прихода в эти места цивилизации.
Нагромождение каменных блоков, остатки колонн, башни, раздавленные стволами баньяна, крыши, просевшие под тяжестью его огромных корней, — так выглядит Та Пром.
Баньян — удивительное дерево. Оно может расти на песчанике. Песчаник впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, прорастают, тянут корни вниз, к земле. И вскоре все здание оказывается охваченным корневой системой этого дерева- паразита.
Та Пром построил для своей матери все тот же Джаяварман VII. Позже дворцовый комплекс был отдан буддийскому монастырю. Здесь обязательно надо посетить прасат, так буддисты называют маленкие храмы.
В Та Проме есть удивительное место. Сюда приходят, молятся. Просят всяческих благ у богов и потом ударяют себя в грудь. Я попрошу счастья и благополучия для всех зрителей программы «Вокруг света». И нужно ударить себя в грудь кулаком. Тихо. Ударяю. Бум. Чудеса акустики! Кажется, что твое обращение к богам попадает прямиком на небеса.
Бантей Срей одна из ранних построек Анкора, конец X века. В путеводителях о нем пишут — «чудо грации и гармонии». Храм действительно само изящество. Бантей Срей в переводе с кхмерского означает «цитадель женщин». Раньше его украшали фигуры небесных танцовщиц, апсар. Но все они перекочевали в музеи и частные коллекции.
Зато в ближайшем к Анкору крупном городе Сием Риапе можно посмотреть на настоящих апсар. 1000 лет назад, в период расцвета кхмерского государства, искусством храмового танца владели многие женщины. К началу XX века их оставалось не более 50.
В 1906 году кхмерский балет был на гастролях во Франции. Знаменитый скульптор Огюст Роден, как зачарованный, ездил с труппой по всей стране, следил за пластикой маленьких танцовщиц из Камбоджи и делал рисунки. Этим волшебным зрелищем невозможно не увлечься.
В кхмерском балете нет декораций, зато костюмы танцовщиц поражают роскошью. Главное в танце — руки. Каждый жест — это высказывание, абсолютно понятное посвященным.
Если, например, правая ладонь поднимается вперед и выше пояса, то левая должна оказаться на строго определенном для нее месте. Каждое положение меняется только после фиксации позы, чтобы зритель мог по достоинству оценить каждую фигуру танца и пожалеть, что она исчезла так быстро.
Возрождение древней культуры танца, реставрация Анкора — все это стало возможным сравнительно недавно — после свержения режима красных кхмеров. Страна постепенно оправляется от ужасов их правления и скоро, думаю, мы ее не узнаем.
Смотрите также
Внешнеэкономические связи
Народное хозяйство Румынии все шире вовлекается в
международный обмен. Решающую роль в этом играет расширение и углубление
международного разделения труда.
Успехи, достигнутые Румынией в послево ...
Руанда - страна горных пейзажей и удивительных животных
Когда-то одно
упоминание имени Руанды вызывало в голове любителей африканской природы картины
захватывающих дух горных пейзажей и удивительных животных, населяющих местные
леса. К сожалению ...
Размещение производительных сил в Прикарпатье
В состав Подкарпадского района входят:
Львовская, Черновицкая, Ивано-Франковская, Закарпатская области. Они занимают
территорию в 56,6 тыс. км2 - 10% территории Украины , в них
проживае ...