По географическим рынкамЛесная промышленность / Географическая структура торговли / По географическим рынкамСтраница 2
На европейскую
секцию приходится примерно половина стоимости мирового лесного импорта. Рынок этот характеризуется средней лесообеспеченностью. Своих ресурсов здесь в принципе почти достаточно, чтобы покрыть нужды экономического развития, но они часто дороги или не дают при производстве продукции необходимого качества. Поэтому наряду с широчайшим ассортиментным обменом между собой государства Западной Европы закупают большие объемы качественного сырья и полуфабрикатов. За них европейцы согласны платить довольно высокие цены, нередко заметно превосходящие стоимость продукции своего собственного производства. В сумме, включая взаимную торговлю, на Европу приходится сейчас около 40 % емкости мирового рынка по древесному сырью, пиломатериалам и фанере, более 70 % — по древесным плитам, более 50 % — по целлюлозе, бумаге и картону. однако растущая часть этих потребностей удовлетворяется за счет опережающего развития торговли между собственно европейскими странами.
Из Скандинавии в страны Европы направляются пиломатериалы, плиты, массовые целлюлозно-бумажные товары, из восточной Европы и стран бывшего СССР — сырье и пиломатериалы, из Северной Америки — массовые целлюлозно-бумажные товары, фанера, дешевые строительные и дорогие столярные пиломатериалы, из Юго-Восточной Азии — пиломатериалы ценных пород и фанера, из Африки — ценное тропическое сырье, из Южной Америки — целлюлоза, картон, пиломатериалы. Крупнейшими импортерами лесных товаров в Европе выступают Великобритания и Германия, которые закупают их на суммы, превышающие 10 млрд. долл. С большим отрывом за ними следуют Италия и Франция, которые платят за лесной импорт обычно 5-6 млрд. долл.
Средний уровень цен здесь довольно высокий, хотя и обычно немного ниже, чем в тихоокеанской секции. Однако на эти цены может рассчитывать только поставщик качественной продукции, отгружающий ее в достаточном ассортименте. В противном случае экспортер неизбежно вступает в конкуренцию с местными производителями и заплатят ему меньше, чем заведомо более оперативной, близкой и лучше знающей рынок местной фирме. В принципе европейский рынок низко монополизирован, тарифные и прочие барьеры по лесным товарам сравнительно легко преодолимы в том случае, если экспортер не ущемляет интересы местных производителей, например, поставляя товар по низким демпинговым ценам. В этом последнем случае против него немедленно начинает действовать хорошо разработанный и жесткий механизм антидемпингового законодательства.
Сами европейские страны вывозят за пределы региона в основном дорогие высококачественные полуфабрикаты и изделия.
Эти три секции охватывают примерно 90 % емкости мирового лесного рынка. Из оставшихся наибольший интерес представляет ближневосточный субрынок. Доля практически безлесных стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока во сем мировом лесопромышленном импорте составляет около 3 %, но по отдельным товарам она заметно выше: по пиломатериалам — более 5%, по фанере — 10%. Ближневосточный рынок сравнительно дорогой, требования к качеству здесь не такие высокие, как в Европе. Но действовать на нем экспортеру непросто из-за специфических условий, распространенного вмешательства государственной власти, политической и экономической нестабильности.
В отличие от многих других базисных отраслей производства емкость мирового лесного рынка в 80-е годы расширялась неплохими темпами. Она увеличивалась в среднем за год по пиломатериалам — на 2,5 %, по фанере (%) — на 8,5, по древесным плитам — на 4,3, по целлюлозе — на 3, по бумажной продукции — на 5 %. Лишь по круглому лесу отмечались низкие темпы прироста емкости — 0,6 % в среднем в год. Это отражает тенденцию к постепенному росту во внешней торговле доли более обработанной продукции.
Смотрите также
Оконная динамика таежных лесов
Совокупность
природных механизмов, обеспечивающих естественное самоподдержание таежных (и
любых других) лесов на протяжении длительного времени (многократно превышающего
предельную продолжи ...
Саха-Якутия
...