МайяСтраница 2
Время представлялось жрецам как нечто материальное, существующее в трех различных плоскостях. Человек жил во времени, созданном богами на поверхности земли. Оно отмечалось годичным календарем. Ход человеческого времени осуществлялся сверхъестественными силами небесного и подземного происхождения, которые сходились на земном уровне. Существовал и другой временной цикл, связанный с борьбой богов, похищениями, потерей чести и расчленениями божественных сущностей. Третье время - это время Верховного бога, бога Творца. Каждое из всех вышеперечисленных времен соприкасалось друг с другом. От этого жизнь человека наполнялась специфической силой и энергией.
Почти все рисованые и письменные сцены майя содержат календарические символы. Некоторые ученые называют эти сцены индейскими комиксами. Майя верили, что Вселенная просуществовала уже как минимум четыре века. Нынешний век начался в 3114 г. до н.э. и закончится 23 декабря 2012 г. сильным землетрясением. В дополнение к этому пятитысячелетнему циклу существовал ряд других календарных циклов, которые майя отмечали, праздновали, а иногда и опасались. Первый временной цикл охватывал 52-летний период. Он состоял из двух календарей. Один из них, ритуальный, включал в себя 260 дней. Каждому дню давалось одно из 20 названий и присваивался один из 13 номеров. Другой календарь 52-летнего цикла состоял из 360 дней. Он пересекался с ритуальным календарем. Монументы майя содержат символы и более сложной календарной системы, которая позволяла определить день на временном участке в 9 млн. лет. Такой календарь был необходим для прослеживания длинной цепочки рождений и смертей предков.
Майя верили в жизнь после смерти. Одним из способов, которым индейцы выражали свою надежду на возрождение после земных испытаний, было представление о героическом путешествии через страну мертвых - Шибальбу. В подземном мире умерший подвергался тяжелейшим испытаниям, включая расчленение, парализацию от страха, встречу лицом к лицу с правителями царства мертвых. Среди них, между прочим, были и такие: Собиратель Крови, Семь Смертей, Хозяин Гноя, Властелин Желтухи. Одной из целей этих испытаний являлось получение сакрального знания о таинстве существования, жизни после смерти и силах возрождения. С помощью дружественных духов герои-майя, как правило, справлялись со всеми испытаниями, выбирались из страшной Шибальбы и достигали бессмертия.
Одной из неразгаданных тайн истории является крах величайшей цивилизации этого народа. За короткий, приблизительно столетний, период почти повсеместно многие города и ритуальные центры майя были разрушены или покинуты. Причины этой трагедии по большей части неизвестны. В "Книге Совета", "Пополь-Вух", своеобразной индейской Библии, мы находим следующие строки: "Давайте пойдем и поищем, и мы увидим, есть кто-нибудь, кто будет хранить наш знак. И мы найдем, что будем должны сказать им, и, таким образом, мы будем жить. "Нет стражей для нас", - сказали тогда Ягуар Киче, Ягуар Ночь, Ягуар Ничто и Ягуар Ветер. Они услышали новость о городе и пошли туда". Вероятно, что большие области цивилизации подверглись серии внутренних и внешних потрясений. Демографические взрывы могли привести к бескормице. Недостаток пищи и изменение погодных условий, возможно, послужили причиной для возникновения инфекционных заболеваний. Быть может, агрессивная внешняя политика, которую начали проводить вожди майя, привела к актам массового неповиновения и внутренним бунтам. Однако ни одно из вышеупомянутых предположений, вплоть до сегодняшнего дня, не имеет подтверждения.
Смотрите также
Особая роль физики в развитии общества
В настоящее время динамично развивается
научно-технический прогресс. Произошли глубокие, качественные изменения во
многих областях науки и техники. Появление НТП связанно с великими откр ...
Социальные и психологические
особенности науки
В далекой древности
так же как и в настоящее время,открытие нового в природе вещей переживалось
отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые
другие ...