Открытие АнтарктидыРефераты, курсовые и дипломные по географии / Открытие АнтарктидыСтраница 2
Пробиваясь между тяжелыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже такое множество айсбергов, что приходилось то и дело лавировать, чтобы не быть «раздробленными сими громадами, которые простирались иногда до 100 метров над поверхностью моря». Эту запись сделал в своем дневнике мичман Новосильский.
15 января 1820 года российская экспедиция впервые пересекла Южный полярный круг. На следующий день с «Мирного» и «Востока» увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег, состоящий из бугристых нагромождений льдов.
Что это? Уж не открылся ли перед экспедицией таинственный Южный материк? Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли все, что увидели, на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно этот день - 16 января - стали считать днем открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воздуха: «Восток» и «Мирный» действительно находились в 20 километрах от шестого континента.
Продвинуться еще глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шел беспрерывно. А тут еще новая напасть: на шлюпе «Мирный» льдиной пробило обшивку, и в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней), отремонтировать «Мирный».
Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, ушли к Новой Зеландии, чтобы обследовать тропические широты Тихого океана, пока в Южном полушарии длилась зима.
Теперь моряков преследовали не ледяной ветер и пурга, а палящие лучи солнца да изнуряющий зной. Экспедиция открыла цепь коралловых островов, которые назвали именами героев Отечественной войны 1812 года. Во время этого плавания «Восток» чуть не налетел на опасный риф - ему тут же дали название мель Берегись.
Когда корабли бросали якоря возле обитаемых островов, к шлюпам устремлялось множество лодок с туземцами. Моряков заваливали ананасами, апельсинами, кокосовыми орехами и бананами. В обмен островитяне получали полезные для них предметы: пилы, гвозди, иглы, посуду, ткани, рыболовные снасти, словом, все то, что было необходимо в хозяйстве.
21 июля «Восток» и «Мирный» стали у берегов острова Таити. Русским морякам почудилось, что они оказались в сказочном мире - до того красив был этот кусочек земли. Темные высокие горы вонзались своими вершинами в ярко-голубое небо. Буйная прибрежная зелень изумрудно светилась на фоне лазурных волн и золотистого песка. На борту «Востока» пожелал побывать король таитян Помаре. Беллинсгаузен любезно принял его, угостил обедом и даже приказал сделать несколько выстрелов в честь короля. Помаре был очень доволен. Правда, при каждом выстреле прятался за спину Беллинсгаузена.
Смотрите также
Значение транспорта для хозяйства страны
Транспорт – особая сфера материального
производства и самостоятельная отрасль народного хозяйства. С его помощью
осуществляются связи внутри отраслей и между отраслями, внутри экономически ...
Динамика городских систем в росийско-украинском пограничье
Российско-украинское пограничье представляет собой уникальный полигон
для географических исследований различного рода и характера. Здесь на
достаточно протяженном (2484 км) участке границы, ...
География
Бали - самый западный из Малых Зондских островов в Индонезии. Это
самый западный из них, простирающихся в Индийском океане к югу от экватора от
острова Ява до Тимора. Бали находится у восточно ...