Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Экономико-географическая характеристика железнодорожного
транспортаСтраница 1
Железнодорожный транспорт начал свою историю с Царскосельской железной дороги. В наши дни железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации. Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Отрасль характеризуется универсальностью (способностью перевозить практически все виды грузов); высокой провозной и пропускной способностью (двухпутная электрифицированная железная дорога может пропустить в сутки до 150-200 пар поездов и обеспечить перевозку более 100 млн. т грузов в каждом направлении); сравнительно невысокой себестоимостью перевозок (в отличие от воздушного и автомобильного транспорта); относительно свободным размещением (независимость от природных условий); регулярностью перевозок (возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена года); сравнительно высокой скоростью движения; надежностью и др. Кроме того, железнодорожный транспорт позволяет экономить углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются каменный уголь (23 %), строительные грузы (16,2 %), нефть и нефтепродукты (15 %), руда железная и марганцевая (8,6 %), черные металлы (6 %), лесные грузы (4,5 %), а также химические и минеральные удобрения, цемент, зерно и комбикорма, руды цветных металлов, лом черных металлов, кокс, продукция машиностроения и др.
Железнодорожный транспорт имеет существенное значение в пассажирских перевозках. Пассажирские перевозки по сообщениям делят на дальние и пригородные (табл. 3).
Таблица 3
Основные показатели развития пассажирских перевозок
железнодорожным транспортом [8, с. 256]
1980 г. |
1985 г. |
1990 г. |
1995 г. |
2000 г. | |
Перевезено пассажиров, млн. человек |
2971 |
3036 |
3143 |
1833 |
1419 |
В том числе: в междугороднем сообщении, млн. человек |
216 |
236 |
261 |
157 |
138 |
в пригородном сообщении, млн. человек |
2755 |
2799 |
2882 |
1676 |
1280 |
Пассажирооборот, млрд. пассажирокилометров |
227 |
246 |
274 |
192 |
167 |
В том числе: в междугородном сообщении, млрд. пассажирокилометров |
- |
- |
182,6 |
113,5 |
116,2 |
в пригородном сообщении, млрд. пассажирокилометров |
- |
- |
91,9 |
78,8 |
50,8 |
Смотрите также
Характеристика Дальнего Востока
Дальний Восток — крупнейший экономический
район страны по территории — 6215,9 тыс. км.кв. (36.4% территории Российской
Федерации). Численность населения—7,6 млн. человек(5.4% населения Росси ...
Особенности пространственно-временной организации геосистем
...
Проблемы мета географии
Основной задачей, стоящей перед автором
дипломной работы было рассмотрение проблем метагеографии, от решения которых
зависит ее развитие как самостоятельной науки.
Проблемы метагеогра ...