Перспективы развитияРефераты, курсовые и дипломные по географии / Дальневосточный федеральный округ / Перспективы развития
1. Перспективы развития в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.
В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железорудных месторождений этого же района.
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комбинат на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Уральский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработкой углей Уральского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения – производство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная база. На основе использования богатейших лесных ресурсов начнут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова – Буржальское и Комсомольское и уже работает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабрика, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бассейне р. Алдан, к северу от Станового хребта и недалеко от южно-якутских высококачественных железных руд, находится Южно-Якутский каменно-угольный бассейн, Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгриское и другие месторождения. В Южно-Якутском бассейне введена в эксплуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железорудный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд.т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетиновые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ к Транссибирской магистрали дает железная дорога БАМ-Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургические заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт – Восточный.
Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Поэтому необходимы приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств – Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана свободна экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые диведенды.
К стратегическим направлениям развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время относится стабилизация и снижение тарифов на тепло- и электроэнергию, ликвидация разницы между ценами оплаты производителей и потребителей за энергию (для этого необходимо завершить строительство важнейших объектов энерго- и газоснабжения).
Начиная с 1995 года из федерального бюджета регионам Дальнего Востока выделяются ассигнования на компенсацию тарифов на электроэнергию. Делается это в первую очередь для того, чтобы в какой-то мере обеспечить стабилизацию социально-экономического положения.
Особого внимания заслуживает наращивание добычи и производства первичных энергоносителей непосредственно в регионах Дальнего Востока и Забайкалья. Самой важной стройкой региона яляется Бурейская ГЭС. Ее ввод обеспечит повышение надежности энергообеспечения потребителей, сократит дефицит органического топлива и позволит значительно снизить в регионе тарифы на электроэнергию.
Важное значение имеет развитие нетрадиционных видов электроэнергетики, в первую очередь на основе геотермальных источников Сахалинской (Курильские острова) и Камчатской областях.
2. В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн.га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.куб. м (особенно ели, пихты). Новое строительство в районе Дальнего Востока потребует развитой мощной строительной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
3. Стратегическими направлениями развития рыбохозяйственного комплекса являются: расширение строительства береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления этим комплексом.
Необходимо создать условия для жесткой привязки флота к береговым предприятиям. Это можно обеспечить при гарантированном наделении данных предприятий квотами на отлов морских биологических ресурсов. Именно такой подход поможет положить конец несанкционированному вывозу морепродуктов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, особенно в Японию, и привлечь для развития береговых предприятий собственные средства инвесторов. В целом следует пересмотреть структуру промыслового флота, модернизировать береговые и перерабатывающие предприятия, обеспечить охрану и воспроизводство биологических ресурсов.
4. Стратегическими направления развития транспортного комплекса являются: создание конкурентноспособного и эффективного сквозного транспортного «коридора» Европа-Азия; увеличение объема перевозок грузов (в том числе транзита контейнеров); реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры; совершенствование транспортных тарифов.
Регион – основной транспортный «коридор», с одной стороны, между Европой и Азией, а с другой – между Россией и Азией для продвижения товаров в один из самых перспективных и емких регионов мира – Азиатско-Тихоокеанский (АТР). Создание конкурентноспособного транспортного «коридора» предполагает необходимость взаимоувязки технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного видов транспорта.
Развитие железнодорожного транспорта связано с решением проблемы загрузки в первую очередь Транссибирской магистрали и БАМа. Загрузка Транссиба перевозками транзитных грузов составляет 25% ее мощности, БАМ загружен на 50%. При этом ситуацию может принципиально осложнить реализация проекта ТРАНСЕКА ( магистраль, соединяющая Западную Европу и Восточную Азию в обход территории России через бывшие республики СНГ и Китай).
Транспортировка грузов по России обладает высоким конкурентным потенциалом. По имеющимся оценкам, транспортировка 40-футового контейнера должна обходиться здесь на 20% дешевле, чем по проекту ТРАНСЕКА при доле транспортной составляющей порядка 1-3%. Разумеется, это потребует напряженной работы, как по улучшению экономических аспектов перевозки, так и по решению политических и правовых вопросов. Не секрет, что недоверие к российскому варианту транзита в значительной мере связано с вопросом о способности обеспечения безопасности и сохранности перевозимых грузов.
Для автомобильного транспорта один из ключевых вопросов – расширение транспортной сети региона и устранение разрывов между магистралями. Важным является завершение строительства автодороги Чита-Хабаровск.
Для развития морского транспорта особое значение имеет совершенствование инфраструктуры морских портов региона.
5. Для уменьшения оттока местных россиян из региона необходимо решить следующие проблемы:
- формирование новых промышленных комплексов;
- ускоренное повышение благосостояния трудящихся, обеспечение им более высокого жизненного уровня;
- развитие местной продовольственной базы;
- ускоренное развитие непроизводственной сферы (жилищное строительство);
- совершенствование заработной платы.
Для пресечения несанкционированной миграции необходимо усилить контроль за пребыванием иностранных граждан в Российскую Федерацию и принимать дополнительные меры к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.
6. Для решения экологических проблем в регионе создано НПО «Экопрос», разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа, но этого явно недостаточно и эта проблема в дальнейшем будет решаться.
Для решения всех этих программ необходимы огромные капиталовложения. Поэтому приоритетной задачами в регионе должны стать своевременная поддержка мероприятий, проводимых местными органами, приоритетная инвестиционная программа, развитие малого бизнеса, совместных предприятий с соседними странами.
Решение ключевых для региона Дальнего Востока проблем будет способствовать структурной перестройке его экономики, придаст ей современный облик, поможет столь перспективному округу Российской Федерации занять достойное место в российской экономике и в АТР. Масштаб и значимость задач, стоящих перед регионом, требуют совместной и более результативной работы федеральных и региональных органов, всех хозяйствующих субъектов. Необходимо также в регионах максимально использовать организационный потенциал, заложенный в президентской программе по Дальнему Востоку и Забайкалью, для этого финансовые ресурсы следует концентрировать на развитии приоритетных комплексов.
Смотрите также
Государственное устройство
...
Анализ
Дальневосточный
регион богат природными ресурсами, во многом уникальными. На Дальнем Востоке
находятся крупнейшие запасы традиционного сырья, по которым регион занимает
ведущее место в России ...
Государство и право в Великобритании и США в новейшее время
...