Работа на станции. Построение планаСоставление планов по результатам топографических съемок / Составление топографического плана участка по результатам
мензульной съёмки / Работа на станции. Построение планаСтраница 4
Известно, что определение положения точки по способу прямой или боковой засечки возможно не менее чем по двум пунктам и с двух станций. Задача же Потенота решается по трём пунктам и с одной станции в той точке, положение которой определяется.
Задачу Потенота можно решить как аналитическим, так и графическим способами.
При решении этой задачи на мензульном планшете в поле применяют различные приёмы:
1. Способ поворотов планшета.
2. Способ приближений.
3. Способ пары треугольников.
4. Способ Болотова.
Наиболее благоприятным случаем решения задачи по определению четвёртой точки по трём данным на мензульном планшете является случай, когда четвёртая точка лежит внутри треугольника, образованного тремя данными точками.
После определения положения точки её высоту определяют не менее чем с двух ближайших пунктов и из двух значений высоты выводят среднее арифметическое.
Если построение геометрической сети невозможно (в залесённой и застроенной местности), прокладывают мензульные ходы. Начальной и конечной точками хода служат пункты геодезической сети или надёжно определённые в плане и по высоте переходные точки. Точки мензульных ходов на местности закрепляют кольями.
В зависимости от длин сторон и способа ориентирования планшета на точках хода мензульные ходы прокладывают двух видов:
1) ход, ориентируемый по точкам на планшете, когда стороны длинные и на каждой точке планшет ориентируют по предыдущему прочерченному на планшете направлению;
2) ход, буссольный, когда стороны хода короткие и на каждой точке планшет ориентируют по буссоли.
Мензульную съёмку ситуации и рельефа производят главным образом полярным методом с пунктов геометрической сети, если они удобно расположены для съёмки местности, и с переходных точек.
Планшет на станции центрируют с погрешностью, не превышающей величины, равной половине точности масштаба, при условии, что с этой станции не будет определяться положение переходной точки или если эта станция не является начальной точкой мензульного хода. Вехи, закрепляющие пункты, при установке мензулы можно не вынимать из земли, однако мензулу следует ставить по ту сторону вехи, по которую погрешность центрирования получается наименьшей.
Плоскость планшета считается горизонтальной, если пузырёк уровня на линейке кипрегеля отклоняется от середины не более чем на 2 – 3 деления.
Ориентировать планшет можно по пункту, расстояние до которого не меньше, чем допускаемое расстояние от мензулы до рейки при съёмке ситуации и рельефа.
Расстояния от мензулы до снимаемых точек и до пикетов, определяемые по дальномеру не следует брать более
где М – знаменатель численного масштаба плана. Для съёмки неясно выраженных контуров эти расстояния можно увеличить в полтора раза.
При большом количестве контуров ситуации и пересечённом рельефе необходимо, чтобы переходные точки были чаще и не допускались бы большие расстояния от мензулы до рейки, при которых снимаемые контуры и рельеф не видны со станции. Эти требования топографы обычно формулируют так: «не видишь – не рисуй» и «больше переходных точек – меньше пикетов».
Крутые склоны лощин, крутые берега рек рекомендуется снимать с противоположной стороны лощины, реки, так как в этом случае увеличивается обзорность снимаемой местности и уменьшаются углы наклона визирной оси.
Отсчёты по дальномерной рейке берут, как правило, между двумя крайними дальномерными штрихами.
Ситуацию и рельеф снимают при КЛ. Левая рука держит кипрегель, правая измеритель и карандаш.
Смотрите также
Природа
Испания расположена на юго-западе Европы,
в субтропическом поясе, главным образом на Пиренейском полуострове. Длина
береговой линии (вместе с островами) свыше 5 тысяч километров. Берега большей
ча ...
Географическое разделение труда
Под
географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму
общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения
труда состоит в том, ч ...
Особенности пространственно-временной организации геосистем
...