Приграничные районы России и УкраиныРефераты, курсовые и дипломные по географии / Приграничные районы России и УкраиныСтраница 1
Приграничные территории, являясь частью страны, вбирают в себя как общие тенденции ее экономического и социального развития, так и обладают особенностями их проявления, обусловленными своеобразием своего нового положения. Возникнув на староосвоенной территории, они не свободны от наследства, оставленного длительной историей заселения и хозяйственной деятельности. Разные участки российско-украинской границы имеют неодинаковые стартовые условия для фактического закрепления статуса приграничности. Относительно низкая концентрация хозяйства и расселения в приграничных районах привела к своеобразию формирования хозяйственных связей. Преобладающие центростремительные тенденции принуждали даже самые отдаленные населенные пункты ориентироваться на административные центры “своей” республики независимо от их удаленности. Одним из механизмов такой регуляции были языковые ограничения, накладывавшиеся реальными условиями жизни и вписывавшимися в понятие комфортности условий жизнедеятельности (при выполнении, например, служебных обязанностей, во время учебы и т.д.). Сравнительно невысокие тарифы, относительно плотный график движения транспорта, улучшение качества дорог по мере приближения к центру области, значительно упрощали осуществление экономических, культурных и родственных связей населения областных “окраин” с главными городами “своей” области. Современная ситуация приводит к тому, что некоторая часть местных жителей связывает реализацию своих надежд на повышение уровня жизни с границей. В наиболее благоприятном положении оказались населенные пункты, находящиеся в непосредственной близости от границы. Но не все, а только те, которые имели более выгодные стартовые условия. В качестве таких условий может рассматриваться уровень инфраструктурной обеспеченности, в том числе транспортной. Контрольно-пропусные пункты, как правило, создаются по ходу следования наиболее важных путей сообщения, в непосредственной (насколько это возможно) близости от крупного населенного пункта. Таким образом, возникнув в местах наиболее благоприятного для развития сочетания специфических факторов, они тем самым еще более усиливают концентрацию полезных функций места и углубляют разрыв в уровне жизни и возможностях между отдельными частями района. Соответственно, по-разному будут протекать однотипные процессы, определяющие в конечном итоге и перспективы развития как каждого отдельного участка, так и всего пограничного пространства.
“Новая” российско-украинская граница появилась после распада СССР. Первоначально контрольно-пропускной пункт появился с украинской стороны в непосредственной близости от населенного пункта. Он представлял собой вагончик и шлагбаум, создавая впечатление, что так необходимо “для порядка”. Со временем количество вагончиков стало увеличиваться, каждый из них был призван выполнять определенную функцию. Граница “продвинулась” ближе к реальной, появилась таможня и пограничники. При этом растет численность занятых в пограничных службах, появляется необходимая инфраструктура. Местные жители вскоре понимают преимущества жизни в приграничной полосе, хоть чаще говорят о недостатках. Граница начинает “кормить” наиболее предприимчивых из местного населения. Со временем граница развивается в опорный пункт обслуживания. Это очень выгодно постоянному населению границы. Преимущества заключаются и в удаленности “головных” организаций, регулирующих режим пересечения границы. Оборудованные пункты пропуска превращаются в своеобразное “центральное место” окружающей территории.
Любая молодая граница, даже если она испытывает уже не первую молодость, имеет ярко выраженные барьерные функции. Они нарастают постепенно, достигают предела насыщения, преодолев который, начинают ослабевать, уступая место сначала мембранным, а затем и контактным функциям. Российско-украинская граница пока еще только начинает формироваться, она переживает нежный младенческий возраст. С одной стороны, она находится в огромной зависимости от “родителей”, а с другой – вся “жизнь” у нее впереди и то, какой она будет, во многом зависит от научного обоснования возможных перспектив ее развития, от понимания особенностей приграничных территорий по обе стороны российско-украинской границы.
Курскую область России и Сумскую область Украины разделяет 145 км государственной границы. В административном отношении порубежные земли входят в состав Хомутовского, Рыльского, Глушковского, Кореневского, Суджанского и Беловского районов с российской стороны и Глуховского, Путивльского, Сумского и Краснопольского районов - с украинской.
Общая площадь приграничных с Курской областью украинских административных районов в 1,5 раза превышает площадь российских, что пропорционально площадям среднестатистических районов.
Смотрите также
Транспортный комплекс
Транспорт является одной из ведущих отраслей хозяйственного
комплекса страны. Он осуществляет транспортировку уже созданного материального
богатства или же людей.
Транспортная система — ...
Поволжье
Состав: Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская,
Саратовская, Ульяновская области. Республики: Калмыкия и Татарстан.
Площадь — 536,4 тыс. км2.
Население — 16 млн. 787 тыс. ...
Находка
Начиная рассказ о том, как заселялась
территория Южного побережья Приморья, нельзя не упомянуть, что самые древние
поселения, найденные впоследствии археологами на территории Находкинско ...