Классификация географических наук как научная проблемаРефераты, курсовые и дипломные по географии / Проблемы мета географии / Теоретические проблемы метагеографии / Классификация географических наук как научная проблемаСтраница 1
Вряд ли найдется метагеографическая проблема, которой посвящено столько работ и вряд ли найдется проблема, столь далекая от своего решения, как создание удовлетворительной классификации географических наук. Длительная дискуссия о единстве географии, а, следовательно, и о ее классификации, привела к тому, что возникло мнение о равной приемлемости противоположных концепций (31) и мнение, что поиски естественных границ между науками тщетны, так как “они условно установлены и в ходе истории не раз менялись” (8, с.17).
Мы не утверждаем, что это общепринятые мнения, скорее наоборот, но они хорошо характеризуют современное состояние решение этой проблемы. Отказ от решения проблемы классификации географии на широкой метанаучной основе привел к тому, что сейчас совместно существуют прямо противоположные концепции, не прекращаются попытки дискриминации экономической географии, сведения ее к роли вспомогательной науки по отношению к физической географии (32, с.71; 33, с.307; 59, с.46). При этом используются “новейшие” достижения философии, такие как географическая форма движения материи (58).
Достижения общей теории классификации и теории классификации наук проникают в метагеографию очень медленно. Несмотря на призывы о создании многомерных классификаций географической науки (7; 68, с.116; 82, с.41), они фактически отсутствуют. Очень слабое распространение получили проблемные классификации науки. Кроме работ А.М. Колотиевского они больше нигде не встречаются (48; 49 и др.). В классификациях географической науки не учитывается ее двойственный объективно-субъективный характер, хотя необходимость подобного учета уже обоснована (23).
Но есть и достижения в этой области. Например, дано убедительное обоснование группе общественно-естественных географических наук (66), поставлен интересный вопрос о создании классификаций географического знания и географической деятельности в их связи (68, с.117) и т.п.
Предстоит решить еще очень много вопросов и для их решения нужен более широкий, философский подход. Рассмотрим некоторые их них. Сразу отметим, что мы стремились изложить свой взгляд на поставленные проблемы и дать как можно более четкое обоснование излагаемых положений.
В основе классификации географических наук по нашему мнению, должна лежать идея А.А. Любишева о “естественной” системе в таксономии, как системе определяющей все существенные характеристики объекта, подобно тому как положение элемента в таблице Д.И. Менделеева определяет его физико-химические свойства (63; 64)[1]. Создание подобной системы возможно лишь на основе системного подхода к классификации наук. Из этого вытекает недопустимость абсолютизации принципа объективности в трактовке Ф. Энгельса (2), как единственно научного принципа классификации. Принцип объективности является одним из возможных подходов к классификации наук и на его основе можно рассмотреть науку лишь в одном аспекте, хотя некоторые философы этого не понимают (41, с.23; 99, с.59). Нужен многомерный подход к классифицированию науки, возможность которого неоднократно отмечалась Л.Г. Джахая (23, с.173; 24, с.46), Б.М. Кедровым (38, с.22; 40, с.271; 43, с.66) и многими другими философами и науковедами (29, с.92; 44, с.21; 94, с.362; 127; 128, с.108; 134). Наука слишком сложный объект, чтобы проклассифицировав ее в одном аспекте, можно было создать “естественную” систему.
Системный подход подразумевает и учет объективно-субъективного характера науки. Необходимо помнить, что “науки, подлежащие классификации – это совершенно особый предмет, который имеет свое основание в объектах действительного мира, но выражается и воплощается в человечески субъективных формах. Поэтому классифицировать науки – это значит видеть, понимать и передавать эту специфику науки как субъективно-объективного образования” (23, с.66).
Следующим необходимым моментом создания “естественной” классификации является учет двух уровней классифицирования науки – аналитического и синтетического. На аналитическом уровне проводится субординация классификации, когда науки выстраиваются в ряд, на основе изменения признака. Основное внимание уделяется различию наук, проводится их разграничение, хотя учитывается и взаимосвязь. Графическая форма, будь-то линейная или круговая, не меняет сути классификации.
На синтетическом уровне ведется проблемное классифицирование науки. При этом основное внимание уделяется связям наук, хотя рассматриваются и их различия. Проблемное классифицирование предполагает наличие субординационной классификации и возможно лишь на ее основе. Проведение проблемной классификации распадается на два этапа. Первый. Отбор определенного множества наук, изучающих проблему. Второй. Их классифицирование на основе различных подходов к этой проблеме.
Смотрите также
Кианги и другие обитатели Тибета
Тибетское нагорье, которое часто называют
"крышей мира", раскинулось почти на 2 млн км2. С севера
оно ограничено хребтом Кунь-Лунь, с юга — Гималайским хребтом с его высочайшими
в ...
Курорты Египта
Более 6 тыс. лет
назад в долине реки Нил на северо-востоке Африки образовались около сороко
небольших княжеств. А позже оканчательно объединились в одно государство –
Египет.
История
древнеегип ...
Некоторые особенности формирования подводных каньонов на континентальном склоне Восточной Камчатки
Рассмотрены особенности морфологии дна и строения осадочного разреза на
шельфе и континентальном склоне Камчатского и Авачинского заливов (Восточная
Камчатка) в связи с процессами подводного ...