Современное состояние морского транспорта РоссииТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Современное состояние морского транспорта РоссииСтраница 1
Морской транспорт имеет важное значение благодаря географическому положению России (2/3 границ - морские). Современный морской транспорт – важная составная часть транспортной системы России. По величине грузооборота (в 2002 г. около 2,5 %) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопроводному транспорту [6, с. 233]. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико значение морского транспорта во внешней торговле России. Во внутренних морских транспортировках преобладает малый каботаж.
По многим технико-экономическим показателям морской транспорт превосходит другие: самая большая единичная грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, небольшая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложного портового хозяйства, ограниченное использование в прямых морских сообщениях.
Научно-технический прогресс на морском транспорте существенно влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и причалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.
Морской флот, как основной вид транспорта по экспортно-импортным перевозкам и межконтинентальным коммуникациям, при распаде Советского Союза пострадал больше других видов транспорта. Все крупные европейские порты вместе с судовым составом на Украине, в Грузии, Прибалтийских республиках были потеряны для России. После распада СССР Россия осталась без танкеров ледового класса и рефрижераторных судов, морских паромов и лихтеровозов, пассажирских судов, большинства специализированных перегрузочных комплексов, обеспечивающих перевалку зерна, руды, угля, химгрузов, наливных грузов, контейнеров, паромных комплексов на Балтике и Черном море. Остался только один припортовый элеватор по приемке импортного зерна и один специализированный комплекс по приемке импортного сахара-сырца. Около 60 % российских портов не в состоянии принимать крупнотоннажные суда из-за недостаточных глубин. Очень нерациональна структура транспортного флота.
Состояние, в котором оказался морской транспорт России после раздела между бывшими союзными республиками, сказалось на объеме грузовых перевозок и грузообороте. В период 1991-2000 гг. грузовые перевозки сократились почти в 4,6 раза [1, с. 297].
В настоящее время российский флот занимает 12-е место в мире по тоннажу. В 2003 г. морской транспортный флот, зарегистрированный в России, составлял 841 судно со средним возрастом более 19 лет. Такие суда не могут заходить во многие иностранные порты. Кроме того, российские судовладельцы контролируют зарегистрированные в иностранных судовых реестрах 186 судов, средний возраст которых не превышает 10 лет. В 1993-2002 гг. построено 149 морских судов. Основная часть новых судов регистрируется в иностранных реестрах с более благоприятными, чем в России условиями налогообложения. Таким образом, общая численность российского флота непрерывно сокращается. Многих видов судов (наливных, грузопассажирских, контейнерных) недостает. За перевозки иностранным флотом Россия платит 6 млрд. долларов в год [5, с. 546].
В России транспортный флот практически полностью приватизирован. В государственной собственности находятся ледоколы, аварийно-спасательные, учебные, гидрографические суда; 6 действующих атомных ледокола обеспечивают устойчивые перевозки по трассе Северного морского пути, а именно, доставку грузов в районы Крайнего Севера, экспорт леса и руд цветных металлов, а также освоение перспективных нефтяных и газовых месторождений арктической зоны.
Рост морских перевозок зависит не только от численности флота, но и от количества портов, их пропускной способности. Из 92 портов СССР в России осталось только 39. Сейчас действуют 43 морских порта. Мелководны и не могут принимать большие суда 60 % портов [5, с. 546]. Потребность России в портовых мощностях составляет около 240 млн. тонн в год [1, с. 297], однако отечественные порты переработать все предъявляемые к перевозке морем грузы не могут. Около 33 % российских внешнеторговых грузов перерабатывается в портах сопредельных государств – Украины, Финляндии и стран Балтии. Аренда зарубежных портов очень дорога. Поэтому необходимо строительство новых портов и реконструкция уже действующих.
Смотрите также
Заключение
Анализ глобальных проблем современности показывает
наличие сложной и разветвленной системы причинно-следственных связей между
ними. Наиболее крупные проблемы и их группы в той или иной мере сопряжен ...
Федеративная республика Германия
Площадь — 356.957 кв. км
Население — 79,7 млн. чел.
Столица — Берлин
Местонахождение правительства — пока Бонн, позже
Берлин
Правящие партии — ХДС/ХСС и СвДП
Плотность населения — 222 ...
Технологические особенности лесопереработки
Группа лесной промышленности имеет дело с пиломатериалами и
другими древесными материалами. Список изделий из дерева весьма обширен. По
классификации США основные отрасли данной промышле ...