Современное состояние морского транспорта РоссииТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Современное состояние морского транспорта РоссииСтраница 2
Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а, следовательно, и роль бассейнов в российском морском транспорте – неодинаковы.
Первое место в грузообороте принадлежит сегодня Тихоокеанскому бассейну, через который осуществляются связи со странами Азии, Америки и Австралией. Здесь сосредоточено 25 % российского флота. Крупнейшими портами этого бассейна являются Находка (грузооборот 25 млн.т; через него проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис); Владивосток (грузооборот 12 млн.т; экспорт леса, угля, нефтяных грузов, импорт зерна, сахара, металла); Восточный (грузооборот 12,9 млн.т; через него проходят каменный уголь, руды металлов, машины и оборудование); порты Ванино и Холмск соединены железнодорожной паромной переправой. Главный недостаток бассейна – его сильная удаленность от наиболее развитых регионов страны.
На втором месте – Балтийский бассейн, через который осуществляются связи с Европой и Америкой. Имеет благоприятное географическое положение. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург (грузооборот 20 млн.т; экспорт древесины, нефтяных и химических грузов, металла, импорт зерна,
сахара, металла, строительных материалов); Выборг (грузооборот составляет строительные материалы, древесина, металл, бумага); Калининград (экспорт угля, бумаги, импорт металла, сахара, зерна, оборудование). Строятся новые порты: Усть-Лужский, Бухта Батарейная и Приморск. Через них пройдет экспорт леса, угля и нефти.
Усиливается роль Северного бассейна, как в международных перевозках, так и в снабжении районов Крайнего Севера. Мурманск – крупнейший незамерзающий порт данного бассейна, из которого начинается Северный морской путь протяженностью 11000 км, связывающий Европейский Север с Сибирью и Дальним Востоком. Грузооборот Мурманска 9,3 млн.т. Через него проходят нефтяные грузы, руды, апатиты. Другие важные порты: Архангельск (грузооборот составляют уголь, строительные материалы, нефтяные грузы, металл, продовольственные товары, древесина); Кандалакша (через него проходят руды), а также Нарьян-Мар, Онега, Мезень, Игарка, Дудинка, Беломорск.
Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи) в основном идет экспорт нефти. Грузооборот самого крупного порта Новороссийск – 60 млн.т. Благодаря курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки (до 30 млн. человек в год). Наиболее значительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма.
Каспийский бассейн специализируется на перевозках между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном. Здесь преобладают каботажные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные российские порты – Астрахань, Махачкала.
Всего в 2001 г. отправлено 58 млн. т грузов, перегружено 89,1 млн. т грузов. За 1992-2002 гг. доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62 % до 75 % [5, с. 546]. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных грузов, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Смотрите также
Теоретические проблемы метагеографии
До сих пор мы рассматривали метатеоретические проблемы
метагеографии. Теперь проанализируем уровень разработки теоретических проблем.
Но прежде необходимо охарактеризовать уровень развития общего н ...
Проблемы мета географии
Основной задачей, стоящей перед автором
дипломной работы было рассмотрение проблем метагеографии, от решения которых
зависит ее развитие как самостоятельной науки.
Проблемы метагеогра ...
Географическое разделение труда
Под
географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму
общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения
труда состоит в том, ч ...