Современное состояние морского транспорта РоссииТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Современное состояние морского транспорта РоссииСтраница 2
Распределение флота и портов между морскими бассейнами, а, следовательно, и роль бассейнов в российском морском транспорте – неодинаковы.
Первое место в грузообороте принадлежит сегодня Тихоокеанскому бассейну, через который осуществляются связи со странами Азии, Америки и Австралией. Здесь сосредоточено 25 % российского флота. Крупнейшими портами этого бассейна являются Находка (грузооборот 25 млн.т; через него проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис); Владивосток (грузооборот 12 млн.т; экспорт леса, угля, нефтяных грузов, импорт зерна, сахара, металла); Восточный (грузооборот 12,9 млн.т; через него проходят каменный уголь, руды металлов, машины и оборудование); порты Ванино и Холмск соединены железнодорожной паромной переправой. Главный недостаток бассейна – его сильная удаленность от наиболее развитых регионов страны.
На втором месте – Балтийский бассейн, через который осуществляются связи с Европой и Америкой. Имеет благоприятное географическое положение. Крупнейшие порты: Санкт-Петербург (грузооборот 20 млн.т; экспорт древесины, нефтяных и химических грузов, металла, импорт зерна,
сахара, металла, строительных материалов); Выборг (грузооборот составляет строительные материалы, древесина, металл, бумага); Калининград (экспорт угля, бумаги, импорт металла, сахара, зерна, оборудование). Строятся новые порты: Усть-Лужский, Бухта Батарейная и Приморск. Через них пройдет экспорт леса, угля и нефти.
Усиливается роль Северного бассейна, как в международных перевозках, так и в снабжении районов Крайнего Севера. Мурманск – крупнейший незамерзающий порт данного бассейна, из которого начинается Северный морской путь протяженностью 11000 км, связывающий Европейский Север с Сибирью и Дальним Востоком. Грузооборот Мурманска 9,3 млн.т. Через него проходят нефтяные грузы, руды, апатиты. Другие важные порты: Архангельск (грузооборот составляют уголь, строительные материалы, нефтяные грузы, металл, продовольственные товары, древесина); Кандалакша (через него проходят руды), а также Нарьян-Мар, Онега, Мезень, Игарка, Дудинка, Беломорск.
Через порты Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи) в основном идет экспорт нефти. Грузооборот самого крупного порта Новороссийск – 60 млн.т. Благодаря курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки (до 30 млн. человек в год). Наиболее значительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма.
Каспийский бассейн специализируется на перевозках между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном. Здесь преобладают каботажные перевозки нефти и нефтепродуктов. Главные российские порты – Астрахань, Махачкала.
Всего в 2001 г. отправлено 58 млн. т грузов, перегружено 89,1 млн. т грузов. За 1992-2002 гг. доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62 % до 75 % [5, с. 546]. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных грузов, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.
Смотрите также
Греческие курорты
Более
3,5 тыс. лет назад в Европе в южной части Балканского полуострова возникла одна
из самых древних, могущественных цивилизаций – Греческая цивилизация (Греция).
Греческие
племена стали наз ...
Маленькие страны Европы
Светлейшая республика Сан-Марино с 24 тысячами граждан и 61 квадратным
километром площади является не только самой почтенной по возрасту, но и самой
маленькой республикой Европы.
Согласно ...
Афон. От мифа к истории
Афон или Святая Гора является восточным ответвлением полуострова Халкидики и
омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и
занимает площадь в 360 кв.км. Г ...