Внутренний водный транспорт в экономике России.Транспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Внутренний водный транспорт в экономике России.Страница 1
Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов транспорта. Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).
Россия располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей, общая протяженность которых 101,8 тыс. км [5, с. 547]. Преимущества речного транспорта заключаются в естественных путях, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на сухопутные виды транспорта. Стоимость перевозок грузов по рекам ниже, а производительность труда выше.
Главные недостатки речного транспорта – ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения. Негативное влияние также оказывает сезонный характер речных перевозок. Ледостав на Волге длится от 100 до 140 дней, на реках Сибири – от 200 до 240 дней. Кроме того, крупные реки в нашей стране текут с юга на север и с севера на юг, а главные потоки массовых грузов имеют широтное направление.
Среди грузов, перевозимых внутренним водным транспортом, лидирующее положение занимают минерально-строительные материалы (песок, гравий, щебень и др.). До ¾ перевозимых строительных материалов добываются средствами речного транспорта в руслах рек. Следующими по важности грузами являются лесные. На их долю приходится более 1/10 от общего объема перевозок. Почти ¾ всех лесных грузов перевозится в плотах, а ¼ - в трюмах судов. Поэтому себестоимость перевозки круглого леса на речном транспорте в несколько раз меньше, чем на железнодорожном. Относительно велики также перевозки нефти, нефтепродуктов, каменного угля и зерна.
В европейской части России создана не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система с гарантированной глубиной 4 м и протяженностью 6,5 тыс. км. Ее создание связано со строительством каскада гидроузлов на Волге и Каме, межбассейновых соединений Беломоро-Балтийского (227 км), Московско-Волжского (128 км), Волго-Донского (101 км), Волго-Балтийского (100 км). Внутренние водные пути России закрыты для прохода иностранных судов, однако предусматривается поэтапное их открытие и интеграция в европейскую вводно-транспортную систему [5, с. 547].
Судоходные пути России относятся к разным бассейнам.
При росте внутренних водных перевозок на востоке страны по-прежнему ведущие позиции удерживает Волго-Камский бассейн, на реки которого приходится более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта. Первое место по объему перевозок в этом бассейне заняли строительные материалы. Другие грузы, перевозимые по рекам Волго-Камского бассейна: лес (с Урала, из Сибири, Карелии, Архангельской и Вологодской областей), уголь (из Кузнецкого угольного бассейна), соль (с Баскунчанских соляных промыслов), бахчевые (из Астраханской и Волгоградской областей), рыба (из Каспийского моря), химические продукты (с Урала и Поволжья), также нефть и нефтепродукты, хлебные грузы. В Волго-Камском бассейне сконцентрированы и основные пассажирские потоки. Здесь действует много транзитных, местных, пригородных и внутригородских линий. Речные пассажирские суда широко используются для организации отдыха и туризма. Наиболее крупные порты бассейна: три московских (Южный, Западный, Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.
На втором месте по объему перевозок стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь и Иртыш. Свыше половины перевозок в бассейне приходится на лес, поступающий в плотах в порт Асино. Отсюда лес на судах перевозят в Томск, Новосибирск, Омск. Более ¼ водных перевозок по Оби и Иртышу занимают строительные материалы, поступающие с юга района на север, в центры нефтегазовой промышленности. Меньшую, хотя и заметную роль играет водный транспорт в доставке хлебных грузов, нефтепродуктов, угля, соли. Самые крупные порты бассейна: Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.
Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.
Смотрите также
Развитие Западно-Сибирского района
Состав:
Алтайский край. Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области,
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округ. Республика Алтай.
Площадь — 2 млн. 427 тыс. км ...
Население
Население Бали выросло до 3 млн.
человек. Большая его часть проживает на южном побережье, а самый крупный город
и административный центр острова - это быстро растущий Денпасар с населением
более 3 ...
Медико-географическая характеристика
Медико-санитарное состояние и здравоохранение
Средняя продолжительность жизни в Испании 70
лет. Основные причины смертности: заболевания сердечно-сосудистой системы и
злокачественные новообразова ...