Автомобильный транспорт: экономико-географические особенностиТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Автомобильный транспорт: экономико-географические особенностиСтраница 1
Автомобильный транспорт относится к динамично развивающимся видам транспорта. Быстрый рост автомобильного транспорта обусловлен его высокой маневренностью, возможностью скорой доставки грузов на сравнительно короткие расстояния без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. По перевозкам грузов он занимает 3-е место (в 2002 г. – 565 млн. т [8, с. 266]). Вследствие небольшой дальности автомобильных перевозок удельный вес автомобильного транспорта в общем грузообороте относительно невелик (0,6 %). Его обслуживает ¼ всех работников, занятых на транспорте страны. Он отличается значительной фондоемкостью, капиталоемкостью и большим потреблением энергетических ресурсов.
Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляется дальние межрайонные перевозки.
К недостаткам автотранспорта относятся низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая себестоимость перевозок. Это связано с отсутствием развитой сети автодорог высокого технического класса (отсюда повышенный износ автомашин, расход топлива) и рациональной структуры автопарка (не хватает автомобилей малой и большой грузоподъемности). К тому же автомобильный транспорт – один из основных загрязнителей атмосферы.
На развитие автомобильного транспорта повлияло строительство дорог с твердым покрытием. Плотность такого вида дорог в России на 1000 км2 составляет 32 км, в США – 270 км. Это объясняется обширностью малоосвоенных территорий Крайнего Севера, районов Сибири и Дальнего Востока. Однако отдельные районы сильно различаются по этому показателю. Так, на Дальнем Востоке он составляет 5 км, на Урале – 77 км, в Центральном районе – 168 км, Центрально-Черноземном районе – 172 км, Калининградской области – 303 км. Экономический район считается обеспеченным автодорогами в том случае, если общая длина дорог с твердым покрытием в нем достигает не менее 80 % всей сети [8, с. 266].
Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах. Главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, расходящиеся от Москвы по 12-ти направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва - Симферополь; Москва – Нижний Новгород. Все радиальные дороги Москвы пересекаются Московской кольцевой автомобильной дорогой, сооруженной в 15- 20 км от центра для разгрузки города. Крупными узлами автомобильных дорог являются Санкт-Петербург, Челябинск, Нижний Новгород.
В Сибири и на Дальнем Востоке автомобильные дороги в некоторых направлениях служат главными путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль, Колымское шоссе (Магадан - Якутск), Чуйский и Усинский тракты. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск – Владивосток. Все эти автострады работают круглый год.
В отраслях экономики больше всего перевозок автотранспортом приходится на промышленность, затем на сельское хозяйство и строительство. В структуре перевозок выделяются строительные и хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления, сельскохозяйственные грузы. Массовыми перевозками промышленных и строительных грузов отличаются Санкт-Петербург, лесопромышленные районы европейского севера, нефтепромысловые районы Поволжья, район Курской магнитной аномалии. Большое количество сельскохозяйственных грузов перевозится в Поволжье, Центрально-Черноземном районе, на Северном Кавказе и Южном Урале. Около ¾ грузовых автомобильных перевозок осуществляется в пределах европейской части страны.
Смотрите также
Динамика мировой урбанизации и эволюция наших представлений
Невиданные темпы и масштабы урбанизации во второй половине ХХ
в., получившие название “городской революции” , усиление её воздействия у нас и
за рубежом на трансформацию общества способствовали знач ...
Нравы и обычаи
Остров Бали - это соединение
дружелюбных людей, красот природы, огромного количества достопримечательностей,
приятный климат круглый год и
полная безопасность. Кроме того, на Бали - особая «маг ...
Экономико-географический анализ Латинской Америки
<span
style="font-size:16.0pt;mso-bidi-font-size:10.0pt"></span><span
style="font-size:12.0pt;mso-bidi-font-size: 10.0pt"> </span><span
style= ...