Уровень развития трубопроводного транспорта РоссииТранспортный комплекс РФ / Характеристика транспортного комплекса России / Уровень развития трубопроводного транспорта РоссииСтраница 1
Трубопроводы – узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Идет создание также универсального трубопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопроводов почти в 2 раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукты. Это сокращает потери нефти по сравнению с перевозками железнодорожным транспортом в 1,5 раза, водным – в 2,5 раза. Эксплуатация трубопроводов не зависит от климатических условий. Современный трубопровод имеет высокую пропускную способность, которая зависит от диаметра труб. По себестоимости перевозок это самый дешевый вид транспорта.
Отмечая достоинства трубопроводов, в то же время следует заметить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и других параметров, несколько уступает скорости перемещения по железным дорогам и по водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.
Протяженность магистральных трубопроводов – 217 тыс. км. Из них 151 тыс. км газопроводных магистралей, 46,7 тыс. км нефтепроводных, 19,3 тыс. км нефтепродуктопроводных. По магистральным трубопроводам перемещается 100 % добываемого газа, 99 % нефти, более 50 % продукции нефтепереработки. В общем объеме грузооборота трубопроводного транспорта доля газа составляет 55,4 %, нефти – 40,3 %, нефтепродуктов – 4,3 % [5, с. 548].
Система магистральных нефтепроводов состоит из нескольких сетей, главным образом широтного направления. Возникновение нефтяной базы между Волгой и Уралом обусловила появление целой системы магистральных нефтепроводов: Туймазы – Омск – Ангарск, Туймазы – Омск, «Дружба» от Альметьевска через Самару, Брянск, Мозырь (Белоруссия) и далее в Польшу, ФРГ, Венгрию, Чехию и Словакию с ответвлением Унеча – Полоцк – Вентспилс, Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (Северо-запад), Пермь – Альметьевск, Альметьевск – Саратов, Ишимбай – Орск.
К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта - Ярославль), Северного Кавказа (Грозный – Тихорецк), Казахстана (Новый Узень – Гурьев – Самара и Гурьев – Орск - Уфа). На Дальнем Востоке проложен изолированный нефтепровод местного значения через Татарский пролив Оха – Комсомольск – на – Амуре.
Сеть нефтепродуктопроводов имеет меньшее развитие и составляет 19,3 тыс. км.[8, с. 269] Ее основу формирует широтная магистраль, протянувшаяся от Уфы на восток до Новосибирска и на запад до Бреста. Строительство нефтепродуктопроводов экономически целесообразно при объемах транспортировки не менее 2-3 млн. т в одном направлении. В остальных случаях используют железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. По нефтепродуктопроводам перекачивают только светлые нефтепродукты (бензин, керосин). Мазут и другие темные нефтепродукты из-за их вязкости перевозят преимущественно железнодорожным транспортом. Для перекачки нефтепродуктов построены линии Самара – Пенза – Брянск (две нити); Уфа – Омск (две нити); Уфа - Петропавловск (две нити); Омск – Новосибирск (две нити); Грозный – Трудовая; Ишимбай – Уфа; Махачкала – Грозный.
В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортируется по трубопроводам. Основные газопроводы проходят из Западной Сибири и Тимано-Печорского бассейна в центр Европейской части страны и затем расходятся через Белоруссию в Польшу, через Украину в Западную и Юго-Восточную Европу и через Северный Кавказ в Закавказье. На юг Западной Сибири идет магистральный газопровод Сургут – Кузбасс. Большое значение в транспортировке газа имеют магистральные газопроводы, идущие от месторождений Поволжья, Урала, Северного Кавказа, европейского Севера. В настоящее время функционируют газопроводы: Оренбург – Уральск – Александров Гай – Кременчуг – Долина – Ужгород (газопровод «Союз»); Вуктыл – Ухта – Котлас – Грязовец; Саратов – Москва; Саратов – Пенза – Нижний Новгород – Иваново – Ярославль - Череповец; Ставрополь – Новопсков – Елец – Тула – Серпухов (Московское кольцо) – Тверь - Новгород – Санкт-Петербург; Краснодар – Елец – Серпухов – Московское кольцо; Ставрополь - Владикавказ – Тбилиси; Ставрополь – Краснодар – Новороссийск. Имеется также ряд изолированных локальных систем, получающих газ из своих местных источников: Калининградская, Норильская, Якутская, Сахалинская. В 2002 году началось сооружение газопровода Комсомольск – на – Амуре – Хабаровск. Большинство экспортных газопроводов проходят через территорию Украины, где в 1990-е гг. происходило самовольное изъятие газа, поэтому предполагается создание альтернативных магистралей из России в Германию через территорию третьих стран (Белоруссию, Польшу). В 2002 году сдан в эксплуатацию новый экспортный газопровод «Голубой поток». Сухопутный участок газопровода проходит от района Изобильное Ставропольского края до г. Джугба Краснодарского края на побережье Черного моря. Морской участок газопровода проходит по дну Черного моря на глубине 2150 м до турецкого г. Самсун.
Смотрите также
История изучения и использования природных вод на Урале
Целью данного исследования явилась попытка
авторов проследить историю возникновения и использования природных вод на Урале
и выявить основные проблемы, возникшие в данной области на рубе ...
Новые города: их реальный вклад в улучшение и усложнение
урбанистической ситуации в стране
Противоречия советской урбанизации, порождающие острые
проблемы на современном этапе, хорошо видны при анализе роли новых городов в
системах расселения разного уровня.
С одной стороны, эти город ...
Достопримечательности
Бали
Главная достопримечательность острова – безусловно пляжи - практически
везде безопасны. Коралловые рифы надежно закрывают побережье от крупных и
мелких хищников. Изредка попадаются морские ежи. На п ...