Особенности смешанной экономики в ШвецииРефераты, курсовые и дипломные по географии / Швеция / Особенности смешанной экономики в ШвецииСтраница 1
Существующая в Швеции экономическая система обычно характеризуется как «смешанная экономика, соединяющая основные формы собственности: частную, государственную, кооперативную». Около 85% всех шведских компаний с числом занятых свыше 50 человек принадлежат частному капиталу. Остальная часть приходится на государство и кооперативы. Государственный сектор расширяется, а доля кооперативного почти не меняется с 1965 года.
Шведский государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных услугах, составляющих половину сферы услуг, доля государства – 92%, в том числе в здравоохранении – 91,9%, в образовании – 89,4%, в социальном страховании – 98,7% (по данным 1992 года).
Промышленность
При сравнительно ограниченном объеме общей выплавке черных металлов Швеция выделяется развитием качественной металлургии (производством легированных и высокоуглеводородистых сортов стали). После второй мировой войны выросли практически новые для Швеции отрасли, продукция которых нашла устойчивый спрос на внутреннем и мировом рынках. Это такие отрасли, как: машиностроение, крупно-тоннажное судостроение, автомобилестроение, авиастроение, энергоемкое машиностроение и точное машиностроение. На экспорт направляется всего лишь 2/5 выпускаемых в стране машин и оборудования, Швеция – крупнейший в Зарубежной Европе производитель гидротурбин, изготовление которых началось еще до первой мировой войны, и было связано с массовым строительством гидроэлектростанций, как в самой Швеции, так и в соседней ей Норвегии. Шведские турбины были установлены на Волховской ГЭС. Одна из традиционных отраслей шведского машиностроения, получившая мировое признание в начале XX века – производство шариковых и роликовых подшипников.
Главная отрасль шведской лесопромышленности – целлюлозно-бумажное производство, потребляющие свыше половины заготовляемой древесины. Шведская бумага наряду с финской считается одной из лучших в мире. Много предприятий целлюлозно-бумажной промышленности расположены на северном и северо-западном берегу озера Венерн.
Большинство предприятий находятся на побережье Ботнического залива. В связи с ограниченностью сырьевой базы, в Швеции медленно развивалась химическая промышленность. Химические реактивы, биохимические и фармацевтические продукты выпускают в Стокгольме, Суппсалле и Сёдертелье. Один из крупнейших в стране завод по производству кислот (серной, азотной, соляной и плавиковой) находится рядом с городом Суппсалла.
Текстильная, швейная и кожевенно-обувная отрасли промышленности, работающие почти целиком на внутренний рынок, отличаются весьма скромными масштабами производства. Главные предприятия текстильной и швейной промышленности исторически тяготеют к западному побережью, к портам, куда доставлялись заморский хлопок и шерсть. Крупный центр легкой промышленности – Бурос.
Из отраслей пищевой промышленности выделяется производство молочных и мясных продуктов, представленное главным образом, кооперативными предприятиями в районах интенсивного животноводства – на юге страны и в приозерных низменностях Средней Швеции.
Центры выплавки и производства стали тесно связаны с месторождениями руд. Крупнейшие рудники: Аитик – медный, Лайсвалль – свинцовый. Центры качественной металлургии: Сандвикен, Хуфорс, Фагерста, Авеста, Дегефорс, Хагфорс, сосредоточенные в Средней Швеции. В старом горнопромышленном районе Берслаген, на долю которого приходится 2/3 выплавки стали, в том числе 9/10 качественной. Крупные заводы полного металлургического цикла сооружены в Бурленге и рудо-экспортных портах Лулео и Окселесунд. Свыше 40% стали выплавляется в электропечах. Главные центры цветной металлургии: Шеллевтеро (медь и свинец), Сундсвалль (алюминий), Вестерос и Финспонг (различные цветные металлы, среди которых: вольфрам, никель, цинк, молибден и олово).
Автомобилестроение представлено двумя крупными компаниями «SAAB» (Svenska Aeroplan Aktiebolag) и «Volvo». Эти компании занимаются производством легковых автомобилей, грузовиков и автобусов и имеют представительства по всему миру, в том числе и в России.
Смотрите также
Рельеф ледниковой поверхности
...
Саар
Население 1,1 млн.
Площадь 2.570 кв.км
Столица Саарбрюккен
Город, земля, река
Саар, приток Мозеля, дал название земле (Саарский
канал между Диллингеном и Концем/Мозель делает Саар судохо ...
Баальбек
Баальбек, в
настоящее время небольшое поселение, в древности – великолепный город-храм на
территории Ливана, между хребтами Ливан и Антиливан. Широкая долина,
расположенная между этими двум ...