Евроазиатская экономическая стратегия РоссииРефераты, курсовые и дипломные по географии / Евроазиатская экономическая стратегия РоссииСтраница 1
Россия – великая держава. По размерам своей территории (17,1 млн. км), населению (более 145 млн. чел), экономическому, научно-техническому и военному потенциалам она может стать одним из ведущих участников многополярного мира, принимающим равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы. Для этого наша страна обладает достаточными ресурсами. Национальное богатство России в начале ХХI века оценивается в 340-380 трлн. долларов. На душу населения национальных богатств в России в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии [1.С.126]. На ее долю приходится более 40% мировых запасов природного газа, 10% нефти. Она занимает четвертое место в мире по выработке электроэнергии, пятое – по производству стали [2.С.37]. Кроме того, обладает уникальным географическим положением, крупнейшими в мире запасами природных ресурсов, высококвалифицированной рабочей силой, значительными экономическими и технологическими возможностями. Однако отсутствие четко разработанной стратегии экономических и политических реформ в 90-е годы прошедшего столетия привело к тому, что Россия оказалась на второстепенных ролях в мировой экономике.
Для возрождения экономической мощи страны по расчетам российских экономистов требуется стабильный экономический рост на уровне 8-10% в год. Способна ли Россия на экономическое чудо, чтобы совершить рывок в ХХI век? Думаю, что шансы для этого имеются. В связи с этим нашей стране, наряду с хорошо продуманной, рассчитанной на длительный срок национальной экономической стратегией, необходимо учитывать экономический, геополитический и идеологический факторы, в максимальной степени отражающие ее уникальные преимущества как единственной страны в мире, имеющей жизненно важные интересы как в Европе, так и в Азии. С этой точки зрения евразийская стратегия будет в наибольшей степени способствовать интеграции приоритетов внутреннего развития России и обеспечивать ее роль на международной арене.
Однако реальности сегодняшнего дня для России не слишком радужны как на европейском, так и на азиатском экономическом пространстве. Развернувшееся после окончания холодной войны строительство «общеевропейского дома» идет без участия России. Европа консолидируется под флагом Европейского союза. По существу, понятия Европа и Европейский союз становятся синонимами.
На рубеже столетий на долю Европейского союза приходится около 20% мирового валового внутреннего продукта (ВВП) и более 40% мировой торговли. На долю стран Западной Европы приходится ⅓ мирового промышленного производства и научно-технического потенциала [3.С.183]. В рамках Европейского союза (ЕС) созданы наднациональные органы управления. Бюджет ЕС достиг уже примерно 100 млрд. долларов. Усиление финансово-экономической роли ЕС в немалой степени отражается на углублении политических взаимосвязей этих стран. Это проявляется в том, что одной из задач стран ЕС на современном этапе является выработка общей внешней и оборонной политики. В этой связи, под эгидой Европейского союза создается многонациональная военная структура в составе более десяти бригад [4].
Кроме того, в период с 2002 по 2007 год предполагается расширение участников ЕС. В первую группу новых членов ЕС войдут десять стран Восточной Европы. Среди них Словения, Кипр, Чехия, Венгрия, Польша, Латвия, Литва, Эстония. Ведутся переговоры и о вступлении в ЕС второй группы стран, в том числе Словакии, Румынии, Болгарии [5.С.455]. Россия в потенциальных кандидатах на вступление в ЕС не упоминается. В связи с этим она оказывается вне круга полноправных европейских государств и превращается для Европы во внешний фактор.
Продолжаются интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в перспективе могут привести к образованию в этом регионе мощной региональной экономической группировки. Хотя Россия в 1997 году вступила в АТЭС, ее участие в этой организации проходит период становления. Российские экономические позиции в АТР нуждаются в укреплении. Этому в значительной мере способствовал визит Президента России В. В. Путина в данный регион в 2003 году.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: Россия, единственная в мире держава, имеющая жизненно важные интересы и физически расположенная и в Европе и в Азии, оказалась в определенной изоляции от своих соседей, которые встали на путь интеграции.
Одной из приоритетных задач экономической политики России, на наш взгляд, является включение нашей страны в процесс взаимодействия Европейского союза и Восточной Азии, который начался во второй половине 90-х годов ХХ века. Известно, что в 1994 году в Европейском союзе был подготовлен доклад «Новая азиатская стратегия», в котором была сформулирована идея установления партнерства Европы и Азии. В 1996 году в Таиланде была проведена первая встреча десяти стран Азии: Японии, Китая, Южной Кореи, Брунея, Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Таиланда, Сингапура, Филиппин и пятнадцати стран ЕС. На встрече обсуждались, во-первых, вопросы укрепления связей между двумя центрами глобального экономического развития – Азией и Европой, и во-вторых, создания межрегионального объединения – АСЕМ (Asia-Europe Meeting).
Смотрите также
Сельское хозяйство Франции в европейском пространстве
Следуя в
фарватере этой политики, сельское хозяйство Франции претерпевало практически те
же изменения, что и сельское хозяйство других стран Европейского союза, прежде
всего его самых стары ...
Промышленность
В структуре хозяйства Дальнего Востока ведущее место принадлежит промышленности.
Вклад промышленности района в общий объем промышленного производства России
составляет 4,3%, при этом добывающей ...
Современное геополитическое положение России и Украины
Одна из главных задач данной
конференции - поиск концептуальных и методологических подходов к изучению
нового состояния российско-украинских отношений в свете нового геополитического
положе ...